Полочка красоты в средней группе

МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида

«Ласточка»

ПРОЕКТ

Создания предметно-развивающей

среды в группе

«Чудесный уголок»

(2 младшая группа)

Педагог-психолог

Седых Т.С.

р.п. Новохоперский

2012-2013

Проект создания предметно-развивающей среды

"Чудесный уголок"

Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при формировании предметной среды в группе педагогам важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены. Представляем проект создания предметной среды, к реализации которого педагоги группы «Сказка» подошли очень ответственно.

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников?

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Проектирование предметно-развивающей среды в группе

С учетом поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников
  • разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в группе с учетом возрастных особенностей детей;
  • организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
  • комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;
  • содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;
  • приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций.

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

  • избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
  • исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования педагоги придерживались следующих принципов):

  • дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
  • активности, самостоятельности, творчества– возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
  • стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
  • комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  • эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
  • эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
  • открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");
  • половых различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Содержание деятельности педагогов и детей

На этапе формирования предметно-развивающей среды в группе была организована большая многоплановая и творческая деятельность педагогов в соответствии с планом реализации проекта "Чудесный уголок". Работа началась с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

В ходе реализации проекта педагоги выступили в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых. Педагогами были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства были сформированы разные центры.

Подобранные с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в группе установлены так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести "изюминку" в интерьер помещения.

Подобная организация пространства дает педагогу возможность приблизиться к позиции ребенка. Основательно подошли педагоги к выбору игр. Собранные в «Сенсорном» центре  развивающие игры направлены на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания. В центре «Салон красоты Василиса прекрасная» дети могут создавать друг другу новые прически, играть в ролевые игры и т. д. «Патриотический центр» несет собой информацию для развития полноценного патриота нашей страны. В «Центре безопасности» можно обучать детей основам безопасной жизнедеятельности. Также созданы «Музыкальный центр», «Полочка красоты», «Центр природы», «Центр настроения», в которых дети могут реализовывать себя и с помощью, которых можно развивать у детей внимание, воображение, память, мышление и другие психические процессы. Также созданы «Уголок именинника» и «Уголок дежурства» - для развития у детей чувства ответственности и внимательности к ближнему.

Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства

Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства:

  • «Литературный центр»;
  • «Музыкальный центр»;
  • «Патриотический центр»;
  • «Центр безопасности»;
  • «Центр конструирования»;
  • «Центр настроения»;
  • «Центр природы»;
  • «Центр сенсорики»;
  • «Уголок дежурства»;
  • «Уголок именинника»;
  • «Полочка красоты»;
  • «Салон красоты «Василиса прекрасная».

Игра – отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребенком из окружающей его среды. В игре дети стараются подражать взрослым. Представленные в «Центре сенсорики», «Центре конструирования», в «Салоне красоты «Василиса прекрасная» игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, парикмахерская, столик, игрушки). Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды учитывались интересы мальчиков и девочек, подбирались необходимые атрибуты для полоролевых игр.

Особое внимание в группе уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса.

Большое внимание педагоги ДОУ уделяют воспитанию у дошкольников чувства патриотизма. Неслучайно центральное место при организации предметно-развивающей среды отведено «Патриотическому центру», где дети могут ознакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного города и края.

При оформлении группы не только учитывалось мнение воспитанников, но и использовались работы, изготовленные ими под руководством педагогов в ходе совместной деятельности. Включение дошкольников в общий процесс способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно, не боятся что-то разбить или уронить.

Итоги проекта

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети создают и выполняют много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

При организации предметно-развивающей среды в групповом помещении, раздевалке, спальне, коридоре педагоги старались учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-волевой сферы.

Педагоги группы не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Приложение

Рабочий план реализации проекта "Чудесный уголок"

Наименование мероприятия 

Исполнитель 

Сроки реализации 

Подготовительный этап 

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна

педагог-психолог Т.С.Седых

Сентябрь

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами

педагог-психолог Т.С.Седых

Сентябрь

Определение цели и задач проекта; создание творческой группы

педагог-психолог Т.С.Седых; воспитатели

Сентябрь

Разработка проекта "Чудесный уголок". Составление рабочего плана реализации проекта

педагог-психолог Т.С. Седых

Сентябрь

Изучение особенности группового помещения, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах

педагог-психолог Т.С. Седых; воспитатели

Сентябрь

Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в группе

педагог-психолог Т.С. Седых

Сентябрь

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности

педагог-психолог Т.С. Седых

Сентябрь

Отбор лучших разработок для внедрения и публикации

педагог-психолог Т.С. Седых; воспитатели

Сентябрь

Деятельностный этап 

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков

педагог-психолог Т.С. Седых; воспитатели

Октябрь

Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам
построения развивающей среды

педагог-психолог Т.С. Седых; воспитатели

Октябрь

Работа по созданию развивающей среды в групповой комнате для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей

педагог-психолог Т.С. Седых; воспитатели

В течение всего срока

Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими

педагог-психолог Т.С. Седых; воспитатели

Октябрь

Декоративное оформление коридора группы: информационные, познавательно-развивающие стенды и стенды достижений

педагог-психолог Т.С. Седых; воспитатели

Ноябрь

Заключительный этап 

Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы

педагог-психолог Т.С. Седых; воспитатели

Ноябрь


Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/08/proekt-sozdaniya-predmetno-razvivayushchey-sredy-v-gruppe-chudesnyy




Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Полочка красоты в средней группе Статья (средняя группа) на тему: Организация предметно
Полочка красоты в средней группе Проект создания предметно-развивающей среды в группе
Полочка красоты в средней группе Методическая разработка (младшая, средняя, старшая)
Полочка красоты в средней группе Полочка красоты» (вторая младшая группа). - Маам. ру
Полочка красоты в средней группе Сетка режимных моментов во второй младшей группе
Полочка красоты в средней группе Опыт работы детского сада 87 по программе Радуга
Полочка красоты в средней группе Alai Oli-Я буду с тобой, ты просто закрой глаза, просто помни
Полочка красоты в средней группе Lsd9 - automobi. org
Полочка красоты в средней группе «Букет к чему снится во сне? Если видишь во сне Букет, что
Закрой свои глаза в холодной кожей рук Как убрать (вывести) жвачку с одежды? 11 способов Активная мама Как украсить джинсы своими руками в домашних Нанесение логотипа на сувениры. Заказать нанесение Наращивание волос в Днепропетровске Студия Наращивание на клипсах ногти Поделки из бумаги своими руками для детей и взрослых Скачать MP3 бесплатно: Евгений Супонин-Закрой глаза